Translate
+7 (347) 246-65-85

Контактный телефон:

+7 (347) 246-65-85

«Медовый бренд»: степень достоверности Новости, Статьи, Опубликовано: 06.04.2016

Елена Габидуллина

Директор ООО «Медовые Технологии»

В эпоху глобализации ничто не ценится так, как уникальность. Чтобы быть успешным, каждому бренду необходимо иметь своё лицо, которое станет узнаваемым, будет выделяться из общей массы. Любая территория – это тоже в своём роде бренд, и, как у обычных товаров, у него есть потребители: жители этой территории, люди за её границами и потенциальные инвесторы. Чтобы максимально эффективно презентовать на внутреннем и внешнем рынках эту территорию и её возможности, нужна серьёзная комплексная работа.

 

Участие в развитии бренда «Башкирский мёд» стало приоритетным для нашей компании не случайно. Интеграция в мировой рынок, или хотя бы попытка сделать это без опоры на фирменный продукт Башкортостана – задача для регионального предприятия нерешаемая. И тут мы столкнулись с двоякой природой нашего медового бренда – с одной стороны, это действенный и эффективный инструмент продвижения нашей продукции, с другой – он сам по себе настоятельно требует собственного развития, продвижения и даже… понимания.

Казалось бы, парадокс – как может отдельно взятая компания серьёзно повлиять на формирование и продвижение бренда целого региона? Между тем, парадокса нет: ни по сути, ни по реальным достижениям. Инновации, в случае их реальной востребованности рынком, всегда давали серьёзный экономический эффект.

Поэтому мы изначально планировали свернуть с привычной для многих колеи простой реализации натурального мёда и создать компанию с достаточно узким диапазоном деятельности – разработка, производство и реализация инновационных продуктов на основе регионального бренда – башкирского мёда и других биологически активных апипродуктов (маточное молочко, прополис, перга).

Мировой опыт доказывает – самые эффективные достижения созданы на стыке наук или дисциплин. Так получилось и в нашем случае. В партнерстве с учеными Башкирского медицинского университета были проведены исследования продуктов пчеловодства с применением метода хемилюминесценции. Прибор для проведения таких исследований, в свою очередь,  разработали специалисты УГАТУ. Медики дали рекомендации на основе своих результатов, предоставив уровни биологической активности разных апипродуктов и их компонентов. Стартовый продукт – БАД – решили сделать на основе пчелиного маточного молочка. На базе научных исследований и практических наработок была поставлена четкая задача фармацевтам.

Так на свет появился принципиально новый, уникальный по своим характеристикам продукт – ApiPOWER. Предложили его на апробацию нашим паралимпийцам. Результаты, по отзывам как тренера Амира Гумерова, так и ведущих спортсменов, среди которых – ставшие уже легендарными Ирек Зарипов и Кирилл Михайлов, – были убедительными.

Именно за этот продукт наша компания получила золотую медаль на Российской агропромышленной выставке «Золотая осень» (г. Москва) в 2013 году.

От ApiPOWER шагнули дальше – в сотрудничестве с учёными-фармацевтами из Татарстана, авторами оригинальной линии аптечной косметики «Мюстела», разработали свою косметическую коллекцию «Королевская пчела». Основой инновационной формулы нашей косметики стало сочетание маточного молочка и эмульсии норкового масла. Исследования показали, что партнерство этих компонентов усилило лечебный эффект разработанных косметических продуктов. В зависимости от вида и назначения косметического средства в его базовую основу добавляли различные мультивитаминные фитокомплексы – масло шиповника, облепихи, миндаля, чёрного тмина, экстракт тысячелистника и другие.

Организовали производство этой серии (14 продуктов), которая уверенно вышла на российский рынок.

Пишу об этом не только и не столько ради восхваления своего коллектива и наших достижений. Надо понимать, что каждая новинка, каждая серия нашей продукции, капля за каплей, поэтапно и настойчиво доносит до массы специалистов и рядовых потребителей уникальность не только башкирского мёда, но и региона в целом.

api1

При этом мы не ставим своей целью взять на себя всю многоплановую работу «брендирования республики» – хотя некоторые наши наработки могут быть очень полезны и для продвижения других брендовых продуктов и отраслей, к примеру кумыса, коневодства и, как следствие – региона. Если хвататься за всё подряд, то распыление сил и средств приведёт к результату, обратному ожиданиям.

Закон рынка неумолим – кто не продвигается вперёд, тот не просто останавливается: его отбрасывают назад. Поэтому, параллельно с расширением нашей внутрироссийской географии поставок, необходимо было выходить на международный уровень. Активно работали по поиску партнеров. Через год появились серьёзные предложения и начались разработки международных проектов.

Product line_

И вот тут мы столкнулись с очень серьёзными проблемами. Жёсткие требования мирового медового рынка к качеству продукта, ценовая политика многочисленных конкурентов, разделение рынков, логистика и т.д. Казалось бы, совершенно обычные проблемы для любого развивающего бизнеса, но… Мы с неприятным удивлением убедились, что башкирский мёд – это только российский бренд!

Башкирский мёд многие годы считается визитной карточкой Республики Башкортостан. Однако глубоко содержания и понимания этой визитной карточки в сущности и не было: мёд, просто мёд… Между тем, это далеко не так! Но даже на предельно простом, потребительском уровне бренд «Башкирский мёд» в других странах мира практически неизвестен. Это в определённой степени усложнило задачу по экспорту мёда, но не заставило нас отказаться от международных проектов.

Тридцатилетний опыт работы в сфере торговли и маркетинга, а также более чем двенадцатилетняя деятельность в такой специфической отрасли, как пчеловодство и апитерапия, не только помогали осуществлять намеченные планы, но и позволили сделать определённые выводы и поставить злободневные вопросы.

Первый негативный вывод – по факту «на сегодня» наши пчеловоды не готовы производить и тем более поставлять продукт на экспорт. Не только потому, что отдельно взятому пасечнику или даже отдельно взятой компании трудно сформировать необходимую «евро-документацию», создать собственную торговую марку и обеспечить бесперебойную работу с потенциальным европейским или заокеанским покупателем. Кроме чисто технических или маркетинговых вопросов (к тому же – весьма затратных), проблема упирается в отсутствие аналитических лабораторий с высокотехнологичным оборудованием. Таких лабораторий, где бы можно было исследовать мёд по всем показателям экологической безопасности, которые определяются жёсткими требованиями Евросоюза или США. Без этого о сколько-либо серьёзных поставках нашего уникального мёда на экспорт не может быть и речи.

Нам удалось донести эту мысль до руководства и Правительства республики. Не в одиночку, конечно, а совместно с другими членами Межрегиональной ассоциации координации деятельности производителей и переработчиков продукции пчеловодства. Наши обращения были услышаны. В ноябре 2015 года в Правительстве Республики Башкортостан состоялось заседание рабочей группы по подготовке к заявочной кампании на проведение в 2021 году в городе Уфе 47-го конгресса Международной федерации пчеловодческих ассоциаций «Апимондия»*. Его провёл руководитель рабочей группы, заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан – Руководитель Аппарата Правительства Республики Башкортостан И. Тажитдинов. Одним из базовых предложений, с которыми мы выступили в рамках рабочей встречи, было «довести до международного уровня техническое и технологическое оснащение Башкирской республиканской ветеринарной лаборатории». И это предложение было внесено в план мероприятий как обязательное для исполнения.

Создавать и оснащать такие высокотехнологические объекты за счёт отдельно взятой компании просто нереально – не позволяет цена вопроса. Да и не может подобный комплекс обслуживать чьи-то единоличные интересы — хотя бы в силу заложенной в современном оборудовании многофункциональности, скорости и масштабности обработки материалов. Простаивать будет…

Имеющееся в настоящее время лабораторное оборудование позволяет выявить антибиотики одной-двух групп, в то время как европейские лаборатории – до 56 групп. При этом экологическая чистота мёда – один из главных критериев оценки продукта при экспорте в Европу. Как рассказал во время своего визита в Башкирию президент Международной федерации пчеловодческих ассоциаций Жиль Ратиа, в первую очередь проверяется наличие пыльцы геномодифицированных растений, остаточное количество пестицидов, лекарственных препаратов, в частности, антибиотиков, наличие алкалоидов, радионуклидов и других токсических веществ. Понятно, что экологичность башкирского мёда является главным конкурентным преимуществом на мировом рынке, где сейчас реализуется до 30% фальсификата. Но эта экологичность в глазах потеницального западного партнера должна быть доказана, в том числе – объективными лабораторными  исследованиями.

Таким образом, необходимость такой лаборатории для профессионалов сомнений не вызывает. Тем более, что это не только частный вопрос обнаружения, например, следов антибиотиков, но и инструмент проверки добросовестности поставщиков. По сути, это один из эффективных и объективных инструментов грядущей «переписи» пасечного сообщества. Нам очень важно создать и постоянно актуализовать базу добросовестных поставщиков исходной продукции пчеловодства. Без этого важнейший элемент бренда – «качество» – останется пустым звуком. Это требует участия всех заинтересованных сторон – а поскольку специализированная «медовая» лаборатория планируется на базе аккредитованной Государственной республиканской лаборатории, она будет доступна абсолютно всем.

Другая проблема касается ещё одного удивительного факта –  в нашей стране практически нет профессиональных дегустаторов мёда. Чтобы восполнить этот пробел хотя бы на региональном уровне, мы вместе с доктором биологических наук, заведующим кафедрой БГУ А. Ишбирдиным в 2011-2012 годах прошли обучение на курсах сенсорного анализа мёда. Их в Научно-практическом центре по пчеловодству «Мелитей» (г. Новосибирск) вёл специально приглашённый специалист из Италии – преподаватель Национальной гильдии экспертов по сенсорному анализу мёда Пиана Мария Лучия. В итоге у нас в Башкортостане два профессиональных сертифицированных специалиста. Однако, положа руку на сердце, признаемся – ни генеральный директор компании, ни профессор, доктор наук не могут целыми днями заниматься сенсорным дегустированием. Просто потому, что на основную работу времени не хватит! Значит, нужно готовить новые, куда более многочисленные кадры.

Выше мы уже сказали о ряде достижений нашей компании. Основная работа, сосредоточена в стержневом звене: разработке и внедрении уникальных методик переработки мёда и другой продукции пчеловодства. Далее – обязательный коммерческий шаг: построение грамотных и продуманных маркетинговых цепочек. Бренд в них – скорее внешняя оболочка, не самоцель, а инструмент продвижения.

Возвратимся к вопросу достоверности бренда и сложностям его закрепления, продвижения на внешних, не региональных рынках.

Да, мёд – наша визитная карточка, но – какой мёд? Как его правильно назвать, как обеспечить его чистоту, сохранность от недобросовестных коммерческих манипуляций и как, в конечном итоге, защитить саму торговую марку? Поэтому, пусть и с некоторой натяжкой, но к инновациям  нашей компании я бы отнесла инициативу объединения крупных компаний переработчиков мёда и производителей продукции пчеловодства. То есть — создание Ассоциации.

Дело даже не в региональном или межрегиональном ее наполнении. Главное – объединиться и вместе заявлять о проблемах в отрасли. Объединение неизбежно и объективно. Как там у Маяковского? «Единица — ноль. Единица – вздор. Один, даже важный самый, не поднимет простое пятивершковое бревно, а тем более – дом пятиэтажный…»

А нам предстоит поднимать куда больше, чем «дом пятиэтажный». Недаром те страны и регионы, кто заявляет о себе как о производителе или переработчике натурального мёда, вкладывают столько сил и средств в организацию, проведение или участие в таких масштабных отраслевых мероприятий, как конгрессы Апимондии.

Мы понимаем размах – и главное – эффективность таких форумов. Именно поэтому заседание рабочей группы в Правительстве нашей республики было, по сути, посвящено вопросу предварительной заявочной работе о проведении этого всемирного форума у нас, в Башкортостане. С ШОСом и БРИКСом справились – значит, бесценный организационный, политический и технологический опыт проведения мероприятий такого уровня не должен пропадать. Попросту говоря – этот опыт надо «коммерциализировать».

По нашему мнению, Минсельхоз России, наше республиканское министерство и даже Глава республики не должны остаться безучастными! Региональным производителям необходимо стать членами этой всемирной организации, участвовать в научных и контрактных конференциях, презентационных мероприятиях, красочно представлять нашу республику и Россию в целом на форумах Апимондии. Пока наша Ассоциация (за свой счёт и в рамках своих возможностей) участвует в них самостоятельно. Однако – как бы мы ни старались, без статусной поддержки государства, властных и официальных структур мы с задачей не справимся.

api

В заключение вернемся всё-таки к понятию бренда и его продвижения. Мы вынесли в заголовок словосочетание «степень достоверности». В нём, на наш взгляд, заключён стержневой смысл: сочетание уникальности, узнаваемости и гарантированного качества. Нет достоверности в марке «германский кофе» – хотя бы потому, что кофе там не растёт. Нет достоверности в раздутых рекламных призывах «одноразовых» товаров ряда сопредельных стран. Мы против такого недолговечного и надуманного «брендирования».

Достоверность качества – это достоверность имени, достоверность содержания, достоверность заявленных компонентов и полезных свойств. Это именно то, что привлекает потребителя, и как следствие – гарантирует наше развитие. Если на пути к этой цели работа нашего коллектива — компании «Медовые Технологии» – наполнит новым, достоверным и надёжным содержанием бренд всей республики – значит, мы идём по верному пути.

__________________________________________________________________________

  • Апимондия (Всемирная Федерация Пчеловодческих Ассоциаций)— всемирная организация, целью которой является объединение учёных, предпринимателей и общественных деятелей, занятых в отрасли пчеловодства.

Журнал «Финансы Башкортостана»,  №1, 2016 год